Си чолеты-бо 1(ш
Другом “попу іярньїм” в нескольких странах направлением разработок ударных ДПЛА было создание самолета-бомбы на базе серийных бомбар — дпровщнков различных классов Самолеты-бомбы предназначались для поражения особо важных об ьек юн, крупных железнодорожных узлов, плотин, переправ и других цс їси, имевших сильное прикрытие зенитной артиллерией. Успешная реализация беспнлощого самолета — бомбы сулила резкое увеличение бомбовой нагрузки при нанесении удара в составе группы аналої нчпых пилотируемых бомбардировщиков или практически удвоенную дальнее и. полета до цели при осуществлении автомагоческого полета с нормальной бомбовой нагрузкой.
28 июля 1927 года на одном из ленинградских аэродромов было проведено испытан і іс приборов у правлення самолетом по радио и автопилота, разработанных Р 1 Ннрен-
бергом. На леї ком учебном самолете У-1 (создан в СССР на базе английского самолет Ауго-504К с двигателем М-2 мощностью 120 л. с.) были установлены четыре автомата, действующие на органы управления самолетом, маятниковый стабилизатор двойного действия. В ходе поле і а был осуществлен двадцатиминутный режим без участия летчика Н. П.Бта — гнна в управлении По командам с наземного пункіа управления осуществлялись развороты самолета, снижение и набор высоты, полег по прямой. !
В Осконбюро Управления вооружением РККА (OKG-21, Особое конструкторское бюро) под руководством Р. Г.Ннрснберіа и А. И.Бар — гошевича для разведчика Р-5, бомбир — днровщнков ТБ-1 были созданы автопилоты АВП-1 (1932 год) нАВП-3 (1933 год). Первый отечественный автопнлої АВП-2 для іяжельїх двухмоторных іелсуправляемьіх самолетов был разработан в ОКБ-21 под руководством Г. В.Коренева в 1933 году. Борговим приборным комп — іексом п системой управления обеспечивались стабилизация курса, крена, тангажа, высоты и скорости, по (ъем и снижение на заданную высоту, программные развороты. Испытания автопилота проводились па іяжслом бомбар шровщике типа АНТ-4 (ТБ-1)11.
Для дистанционного управления самолетом-бомбой с другого самолета в Остсхбюро бы та разработана радиолиния “Дедал". Приемо-передающая система, позволявшая производигь управление на дальности до 10 км
включала в себя: радиопередающее и кодирующее устройства па командной радиосистеме, приемное и декодирующее устройства на радиоуправляемом самолете31.
В 1934-1935 годах пол руководством конструктора ОТБ Р. Г.Чачи — кяпа автопилої АВП-2 был усовершенствован с целью его использования для обеспечения. автоматического (беспилотного) взтета и посадки самолета по радиокомандам с наземного или воздушного пункта управлення. Система автоматического управления для “телемеханического” (по терминологии того времени) самотета ТБ-1 с использованием доработанного АВП-2 была создана в 1937 го іу31
Для проведения испытании разработок ОТБ было передано три самолета ТБ-1. Один из самолетов оснаїца іся командной радиолинией, друї ой — системой, обеспечивавшей полет самолета как крылатой бомбы. Третий самолет ТБ-1 — “телемеханический самолет" (ТМС) был оборудован системой ІМ Чачикяна и проходил испытания осенью 1938 года в Новгородской, а позднее в Сталинградской областях. Доработанная система управления, выпушенная опытной партией, позволяла управлять самолетом с земли на расстоянии до 25 км и с командного самолета — до 6 км. Помимо радиоуправляемого взлета (и посадки) обеспечивались программное изменение угла тангажа и продольная балансировка при посадке н возможность увода самолета на второй круг ".
Кроме созданного и испытанного телеуправляемого самолета-бомбы на базе тяжелого бомбардировщика ТБ-1 были разработаны телемеханические устройства для оснащения пилотируемых бомбардировщиков, позволяющие с ведущего самолета производить сброс бомб и с других самолетов группы.
В 1935 году в Ленинградском ОКБ-21 начались исследования, связанные с разработкой электрогид- равлического автопилота — ЭГА. Были созданы автопилоты для телемеханических (управляемых по радио) самолетов СБ, ТБ-3, ДБ-3. В 1937 году завершена разработка электрического автопилота ДИВ. Всего в ОКБ-21 под руководством начальника гироскопической бригады Р. Ф.Стаселюка было разработано до 20 проектов автопилотов различных типов38.
Применение радиоуправляемых самолетов предполагалось различным: летающие бомбы, бомбардировщики, сбрасывающие груз по радиокоманде и используемые в особо
сложных тактических и метеорологических условиях, проведение аэрофотосъемки для картографирования и авиаразведка. Управление производилось с наземного командного пункта на расстоянии до 100 км или с командного самолета на расстоянии 0,05-30 км. Аппаратура для оснащения управляемых самолетов, самолетных и наземных командных пунктов выпускалась опытными партиями с 1939 года.
Испытания одной из первых в СССР систем самонаведения применительно к авиационному ударному средству проводились в 1940 году. На базе планера “Рот-Фронт-7”, спроектированного О. К.Антоновым и построенного в пяти экземплярах по заказу ЦАКна Планерном заводе в 1938 году. Конструктором Фищуком в 1939-1940 годах разрабатывался самонаво — дящийся планер-снаряд для поражения прожекторов системы ПВО или любых других целей, выделяющихся в оптическом диапазоне в ночное время. Планер “Рот-Фронт-7” был
рассчитан по нормам для фигурных полетов и мог эксплуатироваться на скоростях до 200 км/ч |7-48.
С 1939-1940 годов возобновились работы по оснащению самолетов — бомбардировщиков системой радиоуправления — телеметрической радиолинией разработки НИИ-20. Бомбардировщики — самолеты-бомбы: ТБ-3 (конструктор аппаратуры управления — Р. Г.Чачикян), СБ (конструктор аппаратуры — Неопалимый), ДБ-3 (на которых аппаратура и проходила отработку) после взлета должны были покидаться экипажем и совершать дальнейший полет вместе с самолетами управления, которые были созданы на базе бомбардировщиков СБ, ДБ-3 и на которых устанавливалась аппаратура управления и контроля, разработанная под руководством Р. Г.Чачикяна. Наведение самолета-бомбы на цель также должно было осуществляться с самолета управления ДБ-ЗФ38.
Два авиационных комплекса с самолетами ТБ-3 “Бомба" (ТБ-3 №22707 и командный самолет ДБ-ЗФ, ТБ-3 №22685 и командный самолет СБ) после выполнения ленинградским заводом N379 работ по демонтажу штатных систем вооружения, доосна — щению системами телемеханического управления и проведения заводских испытаний были переданы в НИИ ВВС на Государственные испытания, проводившиеся в 1940 году под руководством инженера И. М.Малеева*4.
Специальный боевой заряд массой 2000 кг (в некоторых источниках указывается масса заряда повышенного взрывного действия — 3500 кг) для размещения в фюзеляже самолета был разработан под руководством Н. И.Гельперина.
Летом 1941 юта самолеты ТБ-3 в варианте радиоуправляемой бомбы были переданы в одну из строевых ■юсіей для отработки боевого применения.
В начале 1942 года один из переоборудованных ТБ-3 “Бомба” был выделен для уничтожения железнодорожного узла в городе Вязьме. Зенитным огнем противника быта повреждена антенна самолета “волнового управлення” ДБ-ЗФ Потерявший связь с самолетом управления самолет-бомба продолжал полет и после выработки топлива упал и взорвался в глубоком тылу врага Второй самолет ТБ-3 ‘Бомба" был поіерян на аэродромной стоянке при взрыве боеприпасов па соседнем самолете.
В одном из номеров журнала ‘Крылья Родины” упоминался эпизод боевых действий с использованием радиоуправляемого самолета-бомбы ТБ-3, использованного осенью 1941 года при наступлении фашистов на Москву для разрушения переправы через Волгу в районе города Калинина
Дальний бомбардировщик ДБ-ЗФ. оснащенный телеметрической радиолинией управления и связи для использования в качестве беспилотного самолеіа-бомбм. проходил испытания в 1940-1941 годах. Специальная аппараіура управления самолетом разрабатыва іась НИИ-20. Испытания телемеханическою самолета-бомбы СБ проводились в 1941 году в Ленинграде, предполаї алея серийный выпуск самолетов-бомб.
Начавшаяся воина, огромные по герн самолетов бомбардировочной авиации СССР и сложившееся с первых дней господство немецкой авиации в воздухе практически не позволили реализовать возможности ті і хохо дн ы х са м ол стов-бомб. летящих в строю с самолетами наведения. Все работы по телемеханическим самолетам-бомбам были прекращены. Решен нем Н КА ПА И. ШахурннаОКБ завода №379 было ликвидировано, переоборудование шести бомбардировщиков в самолеты-бомбы прекращено.
О работах отечественных конструкторов над ударными беспилотными самолетами во время Великой Отечественной войны в публикациях практически ничего нс упоминается
В конце 1959годавОКБ-23В М. Мясищева под руководством главного конструктора проекта Я Б. Нодельмана был создан опытный тяжелый стратегический сверхзвуковой бомбардировщик
М-50, разработанного. На втором экземпляре самолета, находившемся в постройке, были установлены двн — га ге ш " 16-17” со взлетной гягон 17тонн, что позволяло совершать длительный полет со сверхзвуковой скоростью. По предложению Н. С Хрущева на базе М-50 рассматривался, по не был реализован беспилотный вариант самолета-бомбы с вмонтированным в фюзеляж ядерным боеприпасом большой мощности На базе бомбардн ровшнка М-50 была разработана межконтинентальная крылатая беспилотная ракета, способная нести тер моядерный заряд иди несколько зарядов колоссальной разруштсльпой силы (проект “М-5Г’*’). Работы по проекту М-50 него вариантам бызи полностью прекращены осенью I960 года посте включения ОКБ-23 в качсст ве филиала в состав ОКБ-52 Главної о кої іструктора В Н Чсломея Наличие опытного летного экземпляра М-50, строительство второю экземпляра и несколько разработанных проектов су туч — шеннымн характеристиками не смогли “оградить" О КБ-23 от полного перевода на ракет пую тематику.
Опытные бег пн. тотпые
л тарные ере тпва 1411111
В создании беспилотных ударных средств участвовал! н сотрудники Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ. позднее НИИ-3), где наряду с работами по созданию ракетных двигателей и ракет различного назначения создавались проекты и образцы крылатых ракет* с применением приборов стабилизации параметров полета, систем наведения и самонаведения1, и.
В середине 1930-х годов была создана одна из первых от ечест венных ракет с прибором стабилизации (управления) ГАТ-1 — ракета “201”.
В нескольких вариантах создавалась крылатая ракета под общим обозначением — “06′ Инженер 4-й бригады ГИРДа Е. С.Щетинков провел теоретические исследования, которые позволити С. П Королеву приступить к практическому проектированию ракеты. Первая ракета семейства “06" — “06/1” с ракетным двигателем “09” имела треугольное крыло. Топливо размещалось в длип-
Г*-> п |
•си? ув»й<*»в«й*" І |
‘ £>ї — % її; iti ї; ■ v» Ф „-X>: t — v!»m — ч. t — ії, ¥-і-ї<Ь ї — * t. «: — М£^¥^Л > .л-frfy — p,* >¥»*** • , b{ <*’i V»Л w5: *оті^*1|у,’’/-и" •*4W’ * ‘k«o c w* у»ї^4 ‘ ♦ t-&йж дйс jf-ї у * •=■ ■=■ :*m. V**….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
мен га. іьньіеполеты Ракета “216” имела крыло площадью 1,5 м[1] с размахом около 3 метров. Стартовая масса в зависимости от заправки ракеты топливом и количества полезной нагрузки составляла 80-100 кг. Расчетная максимальная дальность полета — 15 километров
В 1936 году на базе ракеты “06/1V" был разрабоїан технический проект, утвержденный техническим советом РН1111, крылатой ракеты “212“ с автоматическими снсісмами пуска, автономного управления и стабилизации в трех плоскостях. Эскизный проект одобрен 26 июля 1936 года, а рабочий проекі — 2 авіусга. В августе 1936 года крыла іая раке і а СП. Королева с жидкостным ракетным двигателем ОРМ-65конструкции В П Глушко работавшим на азотной кислоте и керосине, прошла наземные огневые испытания. Раке і а имела стартовую массу 165-230 кг в зависимости от заправки топливом и размещаемой полезной нагрузки; запас топлива до 150 кг, полезная нагрузка — 35 кг Габаритные размеры крылатой ракеты; длина — 2,59 м (в некоторых источниках — 3,16 м), размах крыла — 3,06 м, площадь крыла -17м’.
Было подготовлено два макет а КР. 17 ноября 1936 года была проверена устойчивость ракеты в полете после отрыва от катапульты. Оба макета были разби і ыстартовым и тележками. Во время проведения стендовых испытании 29 мая 1938 года произошел взрыв при котором С П. Королев получил ранение. Вскоре он был арестован и в дальнейшей работе по этому проекту участия не принимал. В ходе летных испытаний, проведенных в 1939 голу, доетш нута скорость — 280 м/сек при взлетной скорости (скорости схода с тележки) 40 м/сек.
снаряд" применительно к беспилотным ударным зетитечьпыи аппаратам с реактивным двчгатечеи. Термин "кры — читая ракета" прочно вошел в обиход в середине 1950-х годов и подучил "новое" звучание при появлении нового покоченим авиационных крыпяпых ракет дальнего
действия в пос чедеией четверти Л А века Однако, в работе С. П. Коро зева "Крылатые ракеты и их применение дія полета человека ". по мещенной в журна іе "Техника возду шпага ф чата " N7за /935год. miр мил ”кры хатая ракета " прису тс твует.
Продолжительность рабо гы двш ателя от 20 до 80 секунд позволяла производить стрельбу па дальность — 40 км (припланированинсаэродинамнческнм качеством 12,5 расчеіная дальность достигала 80 км). В 1939 году прове — . тепы два летных испытания, всего было построено 4 ракеты с незначительными внешними отличиями. Старт производился с помошыо ракетных салазок, разгоняемых по рельсовому пути пороховым ускорителем. На ракете устанавливался автомат стабилизации ГПС-3 (гироскопический автопилот) С. Л.Пивоварова. Развитие проекта крылатой ракеты было продолжено в рамках темы “312” — в НИИ-3 велось проектирование и создавалась крылатая ракета с дальностью полета 50 км при вз іетной массе 150 кг.
Первые исследования и разработки по управляемым ракетам класса “воздух-воздух” начались в нашей стране еще в конце 1930-х годов. Самыми ранними можно считать опыты с радиоуправляемой "воздушной торпедой” “301” в НИИ-3 НКБ, проведенные в 1937 году бригадой N4 под руководством. С. П.Королева, и проект опытной ракеты, создававшейся в ЦКБ-22 Груздевым в начале 1940-х годов.
Крылатая ракета или "воздушная торпеда” “301” классов “воздух — воздух" или “воздух-земля" с радиоуправлением конструкции А. Ф.Шорина (гирокомандная система наведения) предназначалась для запуска с самолета-носителя ТБ-3 по движущимся воздушным целям, а позднее
по наземным целям. На ракете уста — нав швался двигатель ОРМ-65. Площадь несущего крыла раксі ы — 1,2 м1, размах крыла — 2,2 м, длина ракеты — 3,2 м, диаметр цилиндрической част корпуса — 300 мм. Стартовая масса варьировалась в пределах 185-250 кг при массе топлива до 70 кг. Для проведення испытании в 19381 оду под руководством С. II. Королева было построено 4 ракеты. Опытные (отладочные), пуски ракет проводились с наземной наклонной пусковой установки ферменной конструкции с нижним расположением направляющей. Для проведения испытаний с воздушным запуском ракет был вы те ієн тяжелый бомбардировщик ТБ-3, на котором ракета размешалась под консольной частью крыта.
По теме “217" в РНИИ создавались два изделия. “Воздушная торпеда" с РД1Т — ”217’71 — предназначалась для ПВО и имела типичную самолетную схему. Управление “воздушной торпедой" и ее наведение на воздушную цель осуществлялось по лучу прожектора — разработка Института телемеханики (НПП-9). "Воздушная торпеда" ”217”/П, по всей видимости, создавалась с использованием тех же принципов наведения, но имела компоновку с симметричным крестообразным крылом. Для прове ІС11НЯ испытаний в 1939 году была выпущена
серия изделий. Запуски ракеї производились с наклонной пусковой установки ферменной конструкции с верхним расположением н. шрав — ІЯЮШСН Ракеты ” “217’71 и “217[2]711 имели стартовую массу 120 кі, длину 2,27 м и двигательную усіановьу с временем рабоїьі 3,5 с. Размах крыла ракеты “217*71 — 2.195 м, площадь крыла — 0.82 м! Максимальная іальнос гь і орнзон іа іьного полета без учета участка планирования -6800 м У ракеты "217’7П размах крыла — 0.785 м. площадь крыла — 0.785 м*.
В разработке были н другие проекты, которые завершились созданием ракет с системами стабилизации параметров полета и управлением двигателем, неуправляемых ракет, ракетных самолетов, малых крылатых ракет..
В граінческне 1937-1938 годы ПИИ-3 был обезглавлен. Работы НИИ по ракетной технике были прекращены на несколько лет, но продолжались. в основном, по ЛИНИН создания н развития реактивных неуправляемых інердогоп інвіїьіх снарядов для авиации (РС-82 и PC-132) и армейской артиллерии (М-8 и М-13), созданию ЖРД и реактивної о само — іета ‘’302"с ним.